Цели занятия: формирование у обучающихся представлений о взрослости, характеристик взрослого человека, взаимосвязи между понятиями «взросление» и «ответственность». Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки взрослого человека не появляются внезапно, а формируются постепенно на протяжении всего процесса взросления. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы. Основные смыслы: взрослость не определяется только возрастными рамками.
Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность, как возможность определять направления своих действий, эмоциональная зрелость, как способность контролировать свои эмоции и состояния, не бояться ошибаться и уметь признавать свои ошибки. Активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность, созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, умение противостоять жизненным трудностям – ключевые характеристики взрослости. Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для взрослой жизни, можно и нужно развивать, ещё будучи детьми.
Продолжая тему ответственности, как важнейшего признака взрослости, классные руководители продемонстрировали школьникам выпуск юмористического киножурнала для детей «Ералаш» «Путевка в жизнь». В ходе обсуждения сюжета учителя ориентировали учеников на анализ собственных поступков, связанных с проявлением ответственности и принятием взвешенных решений. После организованной беседы учителя перешли к характеристике конкретных примеров с целью отработки у обучающихся навыков анализа своих действий. Задавали обучающимся вопросы на оценку личностной ответственности, а также вопросы о проявлении самостоятельности дома, в учебе и в принятии решений. Обучающимся предлагали выполнить задание на сравнительный анализ двух ситуаций, происходящих с человеком в разном возрасте, общим для этих ситуаций является значимость реакции родителей на его поведение: Ребенок получил двойку, его мысли «Главное, чтобы бы мама не узнала до дня рождения…»
Молодой человек держит путевку на море с надписью «Лучшей маме на свете!», его мысли «Главное, чтобы бы мама не узнала до дня рождения...» В результате сопоставления ребята самостоятельно сделали вывод, что взросление не происходит мгновенно, это постепенный процесс, который включает в себя множество этапов. Шаг за шагом человек учится быть ответственным, учится заботиться о семье, о близких людях, о своей стране. Взрослея, человек приобретает навыки принятия решений, учится делать выбор и брать на себя ответственность за последствия своих действий.
В заключительной части занятия обсуждали с
ребятами ценности каждого возраста и необходимость сохранения некоторых детских
качеств во взрослой жизни, таких как любопытство и открытость. Учителя
призывали учеников задуматься о преимуществах различных этапов жизни и
определить, какие детские черты могут быть полезны в будущем.
С. Г. Черкасова